Методические рекомендации

по  составлению самоанализа профессиональной деятельности педагога дополнительного образования

К составлению самоанализа надо приступать задолго до начала аттестации и представлять в качестве приложения к заявлению на аттестацию. Самоанализ – самостоятельная, творческая работа педагога, основанная на результатах профессиональной деятельности за отчетный период.

Приложением к самоанализу являются копии документов, подтверждающие результаты профессиональной деятельности, куда входят копии наградных документов, документы о повышении квалификации, сертификаты, дипломы, отзывы и рецензии, методические разработки, документы о сотрудничестве с социальными партнерами, результаты  мониторингов и т.п., также можно приложить представление администрации образовательного учреждения.

Самоанализ позволяет ответить на следующие вопросы:  «За счет чего достигнуты (или не достигнуты) запланированные  результаты педагогической деятельности? Какие задачи и как решались для достижения данных результатов? Какие компетентности педагога были усовершенствованы?» и др.

Самоанализ – это основной источник информации о личности педагога и направлениях его деятельности для осуществления экспертной оценки

В процессе изучения представленных материалов эксперты обращают внимание  на следующие моменты:

  • степень понимания аттестуемым  педагогом основных позиций государственной политики в области образования (современные тенденции, идеалы, ценностные ориентиры, мировоззренческие позиции)
  • уровень профессионального мышления педагога (готовность принимать решения и нести ответственность за полученный результат)
  • вклад аттестуемого педагога в формирование положительного имиджа образовательного  учреждения
  • саморазвитие педагога как путь к вершинам профессионального мастерства (повышение квалификации, самостоятельное изучение современной научно-методической литературы, работа над темой по самообразованию)
  • творческий портрет  педагога (индивидуальный методический почерк, педагогическая культура, творческий потенциал, кругозор и эрудиция)
  • уровень профессиональной компетентности (владение современными технологиями)
  • логика  и стиль изложения (последовательность, четкость, ясная формулировка, наличие выводов)
  • соответствие содержания предъявляемым требованиям
  • уровень достижений (результаты обучения, участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях)

Типичные ошибки, которые может допустить педагог при подготовке и написании самоанализа деятельности

При подготовке самоанализа следует помнить: самоанализ – это не статистический отчет! Предмет самоанализа – не данные статистики, а аналитические индикаторы и показатели, содержательно характеризующие деятельность педагога. Содержание самоанализа – это не только представление имеющихся данных за определенный период, а анализ и интерпретация собственной деятельности.

1. Педагог пишет только о том, что им сделано за отчетный период.

Для самоанализа первостепенно важно не то, что сделано педагогом за определенный период времени, а то, какая задача им решается, почему именно эта задача является для него актуальной, что делается педагогом для решения этой задачи, и каков результат его деятельности. То есть сначала формулируется проблема, а только потом говорится о шагах, способствующих ее решению.

2. Избыток фактов и цифр.

Зачастую в самоанализе педагог указывает огромное количество фактов и цифр, которые не несут никакой содержательной информации и никак не участвуют ни в оценке ситуации, ни в планируемых педагогом видах деятельности. Для самоанализа важно, прежде всего, то, для чего педагогом применялись те или иные методы, приемы и технологии, почему именно их использовал педагог в своей деятельности, как их использование повлияло на конечный результат.

3. Педагог не указывает, с какими трудностями он сталкивается в процессе своей профессиональной деятельности.

Среди педагогов (особенно среди аттестующихся на высшую квалификационную категорию) бытует мнение, что у них не должно быть никаких трудностей, иначе о каком соответствии той или иной категории может идти речь.

При подготовке самоанализа следует помнить, что практика становится источником профессионального роста педагога лишь в той мере, в какой она является объектом структурированного анализа: неотрефлексированная практика бесполезна и со временем ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации педагога. Умение видеть существующие в профессиональной деятельности проблемы, планировать выход из сложившейся ситуации характерны только для сложившегося педагога-профессионала.

Помните: написание самоанализа – это аналитическая деятельность, требующая глубокого осмысления собственного опыта и перспектив развития.

 

Программы - призеры Четвертого Всероссийского конкурса программ и методических разработок организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Мастер -  класс «Проблема самоопределения старших воспитанников системы дополнительного образования: теория и практика»

 

Сборник пьес «Литературный театр - школе» Автор: Киселёв (Швецов) Александр Сергеевич