В Белгородской области для детей с РАС с февраля 2020 г. реализуется региональный проект «Вовлечение детей с расстройствами аутистического спектра в дополнительное образование «Радость открытия».
Цель проекта: к концу 2021 года увеличить охват детей с расстройствами аутистического спектра в возрасте от 5 до 18 лет, вовлечённых в дополнительное образование, с 20% до 45% в 20 муниципальных образованиях Белгородской области от общего числа, выявленных по итогам мониторинга в феврале 2020 года. Если говорить в цифрах, то в дополнительное образование мы должны вовлечь детей с РАС из не менее 171 семьи.
В феврале 2020 года по итогам входного мониторинга было выявлено 144 ребёнка с расстройствами аутистического спектра, изъявивших желание заниматься в системе дополнительного образования.
С 1 сентября 2020 года в 20 муниципальных образованиях области (в которых были выявлены дети с РАС) 222 ребёнка с РАС начали обучение по АДО(О)П.
По состоянию на 1 сентября 2021 г. в рамках реализации проекта 339 детей с РАС занимались в системе дополнительного образования.
На сегодняшний день (на 1 декабря 2021 г.) – 352 ребёнка с РАС занимаются по АДО(О)П.
Положительная динамика роста детей с РАС, вовлечённых в дополнительное образование, говорит о достаточно высокой результативности реализации проекта «Радость открытия».
Проведён мониторинг кадрового потенциала реализации проекта.
Осуществляется подготовка педагогических работников, реализующих АДО(О)П для детей с РАС, через организацию курсовой подготовки на базе федеральных и региональных организаций высшего образования и проведение обучающих семинаров.
Всего в 2020 году в рамках реализации проекта обучен – 91 педагог.
Из них 21 педагог дополнительного образования (в июне 2020 года) в дистанционной форме – на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет», 66 педагогов дополнительного образования Белгородской области (с сентября по декабрь 2020 г.) прошли курсы повышения квалификации на базе ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования». Слушатели обучались в очно-заочной форме с применением дистанционных технологий.
В декабре 2020 года (в дистанционной форме) 4 педагога прошли обучение на базе федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» по дополнительной профессиональной программе «Разработка адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью, в том числе проявившими выдающиеся способности в творчестве, в науке и в спорте».
С целью повышения профессиональной компетентности специалистов системы дополнительного образования Белгородской области по созданию специальных образовательных условий для детей с РАС было проведено 5 обучающих семинаров специалистами ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования», организована практика на базе БРОО «Синяя птица».
В 2021 г. (с сентября по ноябрь) прошли обучение 44 педагога, и сейчас обучаются ещё 22 педагога на базе ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования».
Итого: в 2021 году будет обучено ещё 66 педагогов.
Всего в рамках проекта пройдут обучение 157 педагогов (по плану – не менее 120).
В 2020 году было разработано 130 адаптированных программ для детей с РАС, из них:
- 9 технической направленности;
- 74 художественной направленности;
- 11 естественнонаучной направленности;
- 22 социально-педагогической направленности;
- 14 физкультурно-спортивной направленности.
130 АДО(О)П были размещены в «Навигаторе».
На 1.12. 2021 г. разработано и внедряется
204 адаптированных программы для детей с РАС, из них:
- 13 технической направленности;
- 97 художественной направленности;
- 14 естественнонаучной направленности;
- 43 социально-гуманитарной направленности;
- 37 физкультурно-спортивной направленности.
204 АДО(О)П размещены в «Навигаторе».
В ноябре 2020 года был проведён срез удовлетворенности родителей детей с РАС, которые посещают дополнительные занятия.
В опросе приняли участие – 208 человек из числа родительской общественности.
По итогам среза удовлетворённости, установлено, что 81,7% из числа опрошенных родителей удовлетворены услугой проекта «Радость открытия» и получили возможность записаться на те направления, которые им были интересны.
Из них 56,3% ответили, что им удалось выбрать те программы, которые они хотели бы посещать.
25,4% ответили: «Да, нам удалось выбрать одну из программ, которую мы хотели посещать».
И лишь 18,3% опрошенных ответили: «Нет, не нашли программу, которую хотели посещать изначально, и выбрали из того, что было».
Здесь хотелось бы отметить, что, в основном, не нашли программу, которую хотели бы посещать, те , кто хотел бы заниматься адаптивным спортом.
На вопрос «Программа дополнительного образования, которую Вы посещаете…»
почти 70 % ответили: «Полностью удовлетворяет»,
21,6% считают, что программа хорошая, но нужно доработать,
8,7% — не удовлетворяет, родители считают, что нужно изменить подход.
На вопрос «Педагог, с которым занимается Ваш ребёнок …»
76% опрошенных ответили: «Полностью удовлетворяет».
21,6% отметили: «Хороший, но надо расширить знания в сфере РАС».
2,4% ответили «Не удовлетворяет, хотели бы поменять».
В постпроектной деятельности изъявили желание продолжить обучение в системе дополнительного образования 336 детей с РАС.
231 – в художественной направленности,
39 – в естественнонаучной,
126 – в физкультурно-спортивной,
91 – в социально-гуманитарной,
54 – в технической.
С 17 сентября по 17 ноября 2021 г. проведён итоговый мониторинг востребованности адаптированных дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ во II полугодии 2021-2022 учебного года.
Наиболее востребованными направленностями, по-прежнему, остаются художественная и физкультурно-спортивная.
На сегодняшний день в «Навигаторе» размещены адаптированные дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы для детей с РАС 20 муниципальных образований.
Дополнительное образование стало ещё доступнее для каждого ребёнка. Сегодня родители детей с РАС, не выходя из дома, могут выбрать творческое объединение, подать заявку на обучение и получить сертификат дополнительного образования.